Ч.Х. Сперджен - один из великих проповедников XIX века - начал проповедовать, когда ему было всего 17 лет. Его необычное дарование было сразу же признано, и в скором времени он стал самым известным проповедником в Лондоне. Начиная с 1855 года в свет стали выходить еженедельные издания его проповедей. Многие из них продолжают переиздаваться и по сей день. Проповеди Сперджена одновременно просты и оригинальны, эмоциональны и практичны, понятны как для верующих, так и для неверующих слушателей. Еще одной причиной привлекательности его проповедей служит то, что их автор неизменно предан истине и по всем вопросам высказывает открытую, ясную и твердую позицию. Сборник его проповедей рассчитан на широкую аудиторию, а также может быть полезен для пасторов, служителей слова и для студентов богословских учебных заведений.
Поразмышляем над его проповедями :
"По Слову Твоему"
"И сказал Господь Моисею: разве рука Господня коротка?" (Числа 11,23)
Часто Церковь Божия ведет себя так, будто она уверена в том, что рука Господня коротка. Правда, она верит, что когда-то Божья рука была настолько сильной, что за один день через простую проповедь Петра побудила к покаянию три тысячи человек. Она верит, что Бог некогда был столь могущественным, что бедные, необразованные евангелисты могли дискутировать с учениками Сократа и были в состоянии свергнуть богов язычников. Она верит во все это и все же часто действует сегодня так, словно Евангелие стало бессильным и Дух Божий совершенно покинул ее! В те первые свои дни церковь посылала своих миссионеров на край света. Они не имели средств и часто отправлялись в путь без сумки и мешка, твердо веря, что Тот, Кто призвал их на служение, позаботится и об их пропитании. Они рисковали жизнью, но приобретали и много душ для Христа, и почти не было такого места на земле, известного людям в то время, где бы ни проповедовалось бы имя Иисуса Христа. А мы - испорченные сыновья прекрасных предков - мы боимся доверяться Богу. О, если бы у нас было больше людей, призванных Богом, которые проповедовали бы Евангелие с верою в его духовную силу, с уверенностью в том, что Дух Божий будет с ними! Сомнения, опасения, расчеты, умные планы слишком большого числа христиан подтверждают мое утверждение, что Церковь Божия верит в то, что рука Господня коротка. О Сион, перестань подсчитывать свои войска, так как твоя сила - это твое бессилие; перестань подсчитывать свои богатства, так как твое богатство заключалось часто в твоей бедности, и твоя бедность - в твоем богатстве. Не думай об образовании или красноречии твоих благовестников: ведь так часто эти вещи мешают вечному Богу! Наоборот, действуй, веруя в простоте сердца в Его обетования, и ты увидишь, сдержит ли Он слово свое.
"Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам".
Евангелие от Марка 11,24
О Бог, Ты дал нам мощное оружие, а мы позволили ему заржаветь. Мы допустили, что эта огромная сила осталась невостребованной и заснула. Разве не было бы преступлением перед собственным телом, если бы человеку дали глаз, а он не захотел бы его открыть, или руку, а он не захотел бы ее поднять? И это тем более касается нас, ведь Бог дал нам силу в молитве, несравнимую силу для нас, а мы не пользуемся этой силой? О Бог, Ты дал солнцу свет, и оно сияет этим светом. И звездам Ты дал мерцание, и они мерцают. Ты дал ветру силу, и он дует. А твоим детям Ты дал дар, который намного лучше всего этого; но они не пользуются этим даром. Они почти забыли, что могут располагать такой силой, и только изредка пользуются ею, а ведь это послужило бы благословением для многих тысяч людей. Римский император Константин видел, что на монетах старых времен император изображен стоя, в триумфальной позе. Он же, напротив, приказал отчеканить на монетах свой портрет, где он стоит на коленях. "Так как, - сказал он, - именно таким путем я достиг победы". Мы никогда не одержим победу, если не будем стоять на коленях. Над нами одержат победу, только потому, что мы не молились. О, вернитесь к Богу и признайтесь Ему, что хотя у вас и было оружие, хотя вы и имели лук, но в день битвы вы обратились в бегство. Придите к Богу и признайтесь в своем поражении! Если души не приходят к покаянию, то не потому, что Бог не в силах спасти людей, а потому, что вы не боролись за погибающих грешников, не бились за их жизнь, как врач борется за жизнь младенца при родах.
"Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви".
Деяния Апостолов 2,47
В то время верующие не пытались одни войти в небо. Упомянутые в нашем тексте спасенные души сразу присоединились к Церкви Божией в Иерусалиме. Могу наверняка сказать, что они - даже в то время - нашли бы у церкви ошибки, если бы захотели ее критиковать. Но эти новообращенные чувствовали, что это собрание верующих в Иерусалиме являлось Церковью Божией; и поэтому они присоединились к ней. Если ты ждешь совершенной общины, то тебе придется ждать, пока ты не придешь в небо; но даже, если ты найдешь на земле совершенную общину, то она, наверняка, не примет тебя в свои ряды, так как ты сам несовершенный. Найди таких верующих, которые больше всего соответствуют Евангелию, придерживаются истины в своих учениях и обрядах и больше всего похожи на церковь Нового Завета. Присоединись к ним, и ты получишь благословение. Если ты любишь Учителя, то люби и служителей, если ты любишь Полководца, то вступи в его войско и в полк, который по твоему мнению точнее всего придерживается слов Учителя. В нашем тексте говорится, что Господь прилагал спасаемых к Церкви. Боюсь, что сегодня к Церкви прилагаются лишь имена определенных лиц, а не они сами. Они увеличивают наше количество, так как прилагаются словно цифры на доске, но не увеличивают нашу силу. Церковь подобна дереву. Если вы хотите привить что-нибудь к дереву, то вы не можете взять мертвую ветку и привязать ее к дереву; нет, нужно связать живую ветвь с живым стволом живой лентой. Истинная Церковь - это живой организм; и только такие мужчины и женщины пригодны к "прививке", которых оживил Дух Божий.
"Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне".
Евангелие от Матфея 7,24
Испытания всегда обнаруживают, является ли наше вероисповедание искренним или нет. Дождь был очень сильным и грозил унести дом, но дом был построен на камне, и не только дом противостоял буре, но и сам хозяин дома оставался совершенно спокойным. Он слышал, как дождь бил по крыше, и мог при этом даже петь. Потом было наводнение. Если бы так случилось, то оно подорвало бы основание, но с камнем оно ничего не могло сделать. Несмотря на сильный ветер, хозяин, находясь в доме, был в безопасности и был счастлив, потому что построил его на камне. Христианин мирно покоится во Христе. Горе и неприятности не обходят его стороной, но они "не сметают его", они только заставляют его еще больше дорожить своей надеждой, имеющей основание в Иисусе Христе. И когда в конце приходит смерть - этот ужасный поток, уносящий с собой все движимое, то она не может поколебать надежду мудрого строителя. Он покоится на том, что сделал для него Христос, и смерть не может отнять у него это. Но посмотрите на человека, который построил свою надежду на песке! Он едва смог выдержать испытания повседневной жизни. Во время преследований он держал нос по ветру; а теперь его ожидали еще более тяжелые испытания. Некоторые лицемеры заблуждались даже в последние минуты жизни, пока не почувствовали, что погибли. Ах, дорогой друг, если ты заблуждаешься, то заметь это сейчас, а не в минуту смерти! Пусть твоей молитвой будут слова: "Господи, если со мной дела обстоят так, то покажи мне это. Если мое исповедание было неверным, то помоги мне построить сейчас мою жизнь на камне спасения". Ищи истинного Спасителя и не успокаивайся, пока не найдешь Его; ведь если ты погибнешь, то гибель будет ужасной.
"Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители".
2 -е послание Петра 2,1
"Предупреждаем, что есть подделки!" В газетах часто встречаются такие предупреждения, и разумнее всего принимать их всерьез. Остерегайтесь подделок Евангелия, особенно таких, которые ставят священников на место Христа, которые учат верить в священника вместо того, чтобы верить в кровь примирения с Богом. Достаточно лишь внимательнее присмотреться, чтобы разоблачить подделку. Остерегайтесь ложной мудрости, которая часто прикрывается научностью. Люди строят предположения и, чтобы обосновать их, указывают на мнимые факты. Какое-то время ученые убеждены в каком-то новом мнении и говорят вам, что нельзя противиться прогрессу науки и духу времени. Но уже через короткое время самое новое мнение опровергается более новым. Вчерашняя мудрость оказывается глупостью и служит нынче подоплекой сегодняшней "безошибочной" мудрости. Но эту мудрость постигнет скоро та же участь, что и ее предшественницу. Мы отнюдь не должны презирать познания, а, наоборот, искать их, как сокрытое сокровище; но мы не позволим дурачить себя недоказанными теориями. Остерегайтесь также ложного благочестия - благочестия, которое перестало бороться с врагом, ничего не знает о присущей человеку испорченности, верит в свою безгрешность, считает, что не нуждается ни в какой бдительности и заботе о спасении души. Легко собрать мнимое состояние, покупая бумаги, имеющие лишь мнимую ценность; легко прослыть очень набожным и благочестивым, если принять временный порыв за факты и воображение за действительность. Да научит нас Дух Святой отличать настоящее от ненастоящего, истинное от ложного!
"Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого".
Деяния Апостолов 10,14
"Ветхий" человек в нас, наша плотская природа обычно борется против духовных принципов. Здесь был вопрос, в котором Петр был другого мнения, чем его Господь. Это "нет, Господи" относилось к отмене обрядного закона. Петр должен был понять, что обрядные законы, запрещающие есть то или иное блюдо, отменяются. Бог очистил их, и то, что Бог очистил, Петр не должен был почитать нечистым. Петр сначала возмутился этим, и многие до сегодняшнего дня враждуют с Евангелием по причинам обрядов. Писание говорит, что люди спасутся верой, а формалисты считают: "Конечно, они должны возродиться в крещении; они должны питаться тайной вечерей". Все мы можем ошибаться в подобных вещах, так как мы склонны придавать огромную важность вещам, которые сами по себе уместны и полезны, но ни в коем случае не важны для спасения. Там, где Господь Иисус не установил никаких правил, там и нам не следует их устанавливать. Мы должны принимать всех людей, которых принял Христос. Никто не является нечистым, если его очистил Христос; никого нельзя отталкивать в сторону, если Христос открывает ему доступ к Своей любви. Однако это учение нелегко принимается теми, кто почитает формализм: они ставят под сомнение спасение всех тех, кто не следует за ними; и если им скажут, что они должны иметь с ними общение, то они отпрянут с возгласом Петра в сердце, а, может быть, и на устах: "Нет, Господи". Даже в распространении Царства Божия большое значение имеет собственная воля. Мы плохо переносим, если Бог благословляет людей через группу, в которую мы не входим. "Пусть Бог благословляет их, но ведь не через людей, против которых можно заявить столько возражений!" Мы слишком надменны и далеки от того, чтобы занять надлежащее нам положение рабов. В нас слишком много от характера Петра, и наш язык быстро готов воскликнуть: "Нет, Господи".
"Но Петр сказал: нет, Господи".
Деяния Апостолов 10,14
В некоторых вопросах Петр был слишком консервативным. Многие испытывают то же самое; в духовной жизни они не продвигаются ни на миллиметр. Гимн, который они запевают утром перед завтраком, гласит: "Как было в начале, как есть и как будет всегда, во веки. Аминь". Одни не хотят ни делать чего-либо, что не делалось раньше, ни учиться чему-либо, чего они еще не учили. Другие хотят поступать только так, как поступают все; они думают, что должны ориентироваться на моду. Этого правила я не принял; так как я часто чувствовал необходимость сделать что-то, чего до меня никто не делал. Я любил знакомиться с чем-то новым, искать новые, еще не применяемые методы для моего служения. Новая форма работы может быть подобна новому участку земли, который принесет лучший урожай, чем наша старая, истощенная земля. Не думаете ли и вы, что многим христианам грозит опасность оцепенеть в своих привычках? Они должны всегда петь столько-то и столько-то куплетов и не больше; они должны всегда молиться в определенное время и сначала обойти в молитве всю Европу, Азию, Африку и Америку, прежде чем закончить ее. Некоторые люди должны всегда делать то, что они делали раньше, даже, если они при этом заснут. Такая шаблонная жизнь запрещает им расширять свою деятельность, мешает идти с Евангелием к людям, которые в обычных случаях не попадаются им на пути; умеряет всякий пыл и рвение. Дорогой брат, позволь тебя растормошить! Если ты так непристойно стал пристойным, что не можешь совершить пристойную непристойность, тогда попроси Бога, чтобы Он помог тебе стать менее пристойным; так как есть много людей, для спасения которых ты никогда не сможешь стать орудием в Божьих руках, если формализм не перестанет быть твоим высшим принципом.
"Что Бог очистил того не почитай нечистым".
Деяния Апостолов 10,15
Представьте себе, что один евангелист привел на собрание всех бедных людей, живущих по соседству. Даже самые немощные пришли, чтобы послушать благую весть. Это должно было бы сильно обрадовать нас. Но часто это не так. Многие не одобряют этого, говорят: "Нет, Господи. Я не хотел бы сидеть рядом с кем-то, кто так плохо одет и так скверно пахнет". О почтенные люди! Если бы вошел мужчина в рабочей одежде или с грязным лицом, то вы хотели бы, чтобы он сел на последней скамейке, а не на стуле рядом с вами? Я знаю, инстинкт чистоплотности заставляет вас страшиться немытых; однако инстинкт новой жизни учит верующих радоваться спасению душ и переносить для этого более крупные неприятности, чем те, которые могут возникнуть от общения с павшими людьми. Не будем же устанавливать тиранию касты и воздвигать снова стену, разрушенную нашим Спасителем. Будем беспристрастно с одинаковой серьезностью желать спасения барона и нищего, дамы и распутницы, образованного и бродяги. То, как некоторые люди говорят о других, вызывает во мне отвращение. Они говорят о них так, будто это - только дрянь и выродки, не заслуживающие внимания. Некий проповедник имел обыкновение торжественно остерегать своих слушателей от таких злых людей, как Муди и Сэнки, потому что они проповедовали Евангелие людям низших слоев. Он говорил: "Некоторые люди по соседству утверждают, что они покаялись; однако до этого они никогда не ходили в церковь. Поэтому я не верю в их спасение; если бы Бог хотел спасти некоторое число людей, то Он спас бы сначала тех, кто уже много лет регулярно посещает наши богослужения". Это подобно Петру, его склонности к формализму, проявившейся в тот момент, когда он сказал: "Нет, Господи!" Если и в вас есть такая склонность, то просите Бога, чтобы Он освободил вас от этого.
"Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого".
Деяния Апостолов 10,14
Петр все еще был Петром. Дорогие друзья, я думаю, что если бы я никогда раньше не читал этого места в Деянии Апостолов, а знал бы только жизнь Петра, как она описывается в четырех Евангелиях, и кто-нибудь показал бы мне этот текст и сказал: "Я выпустил имя апостола, но один из них, видя видение Божие и зная, что Бог говорит с ним, беспечно сказал: "Нет, Господи". Кто это был?" - то мне не пришлось бы гадать дважды. Я был бы уверен, что это был Петр. О себе мы, наверно, можем сказать то же. Ты, Фома, задумчивый и заботливый, немного странный и боязливый, ты - дитя Божие, но ты все еще Фома. И ты, Иоанн, ты всегда был таким ласковым и мягким, и одновременно пылким в своем рвении; а теперь, став учеником Христа, ты, наверняка, будешь еще ласковей, чем когда-либо; однако не удивлюсь, если ты скажешь: "Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их?" Человек остается тем же человеком; он очень изменяется, но не теряет своей идентичности. Какое бы изменение ни произошло в нем, Петр оставался Петром. Хотел бы, чтобы вы, новообращенные, больше это учитывали. Может быть, вы думаете, что в день своего покаяния вы полностью покинули свое старое "Я". Могу уверить вас, что это не так. Вспыльчивый характер, присущая вам вялость, склонность к меланхолии, нерешительность и непостоянство останутся. Вам придется всю жизнь бороться с этим. Вы очень изменились. Бог совершил в вас чудо. Он дал вам новое сердце и вложил в ваши уста новую песнь, но склонность ко злу не умерла. Петр, после того как Дух Святой сошел на него, и он сказал прекрасную, спасающую души проповедь, все еще оставался Петром, и тон его слов выдавал его.
"Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими; ибо видели они, что дитя прекрасно".
Послание к Евреям 11,23
Мать Моисея спрятала своего ребенка. Думаю, что если бы она и ее муж были здесь, то они рассказали бы нам длинную историю о тех событиях. Они могли бы рассказать о шпионящих соседях, о том, как они сами боялись за своих детей, которые, играясь, могли бы каким-нибудь необдуманным словом выдать маленького брата. Матери пришлось прибегнуть ко многим средствам, чтобы спрятать сына, используя весь свой ум и здравый смысл. Некоторые люди думают, что если у них есть вера, то они могут действовать как глупцы. Но вера делает человека мудрым. Один из самых замечательных аспектов веры то, что она является освященным, здоровым умом. Вера - это не фанатизм. Вера означает принять Бога за самый большой фактор в наших расчетах, а потом считать по самой здравой логике. Это не значит, что мы можем всунуть руку в кипящую воду, рассчитывая на то, что не обожжемся. Вера означает доверять Богу и поступать в отношении Бога так, как мы должны. То есть обращаться с ним не как с нулем, а как с самой большой цифрой во всех наших расчетах. В этом смысле вера - действительно разум, одухотворенный, выдвинутый из обычной сферы разум. Мать желает, чтобы Господь спас ее ребенка; но она знает: Бог хочет, чтобы она послужила для этого орудием, и поэтому она прячет ребенка. Критические толкователи считают, что вера этих родителей была слабоватой. Они, якобы, подвергли ребенка большой опасности, оставив его в корзинке из тростника на большой реке с сильным течением. Но я ничего этого здесь не вижу. В вере они сделали самое лучшее, что могли. Если Бог не называет их веру слабой, то было бы заносчиво с нашей стороны изменять Его суждение.